?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Несколько слов о реформе в школе. Только давайте договоримся – мои предложения не воспринимать сразу в штыки и говорить, что это из области фантазии. И ещё: я, конечно, не знаю взрослых проблем, ну там зарплата учителя, как это решить. Это уже сами взрослые пусть решают. Но есть мысли о другом, о самой учёбе. А уж куда эти мысли выведут или приведет, одному богу известно. Вот послушайте:

Первое предложение: будь моя воля, я бы ввёл в школах что-то типа стипендии. Учишься без троек? Получи премию. Учишься на одни пятёрки – пожалуйста, получи стипендию отличника. Понятно, что на всё это нужны деньги. Но зато государство реально докажет, что ему нужны наши знания.

Второе: важно кто нас учит. Если на перемене ученик даже случайно увидит учителя с сигаретой в зубах, согласитесь, это уже напрягает.

Третье предложение: только не смейтесь, я бы отменил в школах двойки и единицы. Серьёзно. Ну на фиг они нужны? Наши оценки – это как у взрослых зарплата. Нет денег – думай, где их заработать. Нет оценок – думай, как получить от трёх до четырёх баллов. Представляете такой прикол? – Человек окончил школу, ему выдают аттестат, а там нет оценок. Аттестат есть, а оценок нет. Или там по пению и физ-ре стоят пару четвёрок и всё. О чём это говорит? О том, что человек в школу-то ходил, только не учился там, а дурака валял. А например, пришёл человек после поступать на филологический факультет, а в аттестате нет оценки по химии. Ну и что?

Четвёртое: Нужно более тщательно изучать в нашей школе Русский язык, Русскую литературу, историю России. Хотя немного поменять подходы. Не грузить в шестом классе «Левшой» или «Повестями Белкина», а сначала приучить школьника к чтению. Например, давать почитать Беляева. Всякие приключения. Ну, чтобы ученик полюбил сам процесс чтения, чтобы ему было интересно засыпать с книгой. А серьёзные книги ему всё равно захочется почитать со временем. Но ведь у нас могут с первых лет в школе так мозг сломать, что школьник на книгу смотрит как на какое-то орудие пыток. Над этим нужно подумать учёным: как приучить школьника засыпать с книгой. Я например, перед сном обязательно читаю. Это уже вообще не обсуждается. И всё чаще и чаще мне хочется взяться за Толстого, Достоевского и так далее. А начинал с чего? С «Колобка» и «Кортика». А вот после «Двух капитанов» Каверина я влюбился в чтение бесповоротно. Пошли и «Спартак», «Камера обскура» Набокова, «Они сражались за Родину» Шолохова, «А зори здесь тихие» Васильева, Дюма, Кафка, Флобер, Сэлинджер и так далее. Конечно, сейчас пока в голове каша, как говорит моя мама. Но мне это не мешает.

Теперь об остальных предметах: Математику можно оставить на том же уровне, что и сейчас. Но прошу заметить, я ведь рассуждаю до седьмого класса включительно. Что там впереди, я ещё не знаю. Но всё же вот моя мысль: нужно все учебники разделить на полные и облегчённые. Что это значит? Ученик сам решает по какому учебнику ему учиться. А учитель, например, знает, что Иванов учится по облегчённому учебнику физики, к Иванову и требования не такие офигенные. А вот Петров учится по полному учебнику. У Петрова и в журнале и потом в аттестате будет написан предмет «Физика-плюс». То же самое и по всем остальным учебникам: биология, география, химия и т.д. Вы не думайте, что все так и кинутся учиться по облегчённым учебникам. Всегда найдутся те, кто захочет учиться по «Предмету – Плюс». Кому что нравится. Но при этом школьник больше сил будет отдавать своим любимым предметам. Ну вот вы скажите, вы – журналист, правильно? Вы помните столицу Зимбабве? Нет? Садитесь два. А из биологии, что такое фораминиферы, макронуклеусы, трипаносомы, фагоцителлы, энтодермы. Может, вы вот так сходу назовёте, что такое мезоглея или эпителиально-мускульная клетка? Представьте себе, всё это я учу вместо Пушкина и Лермонтова. Это же диверсия – МАКРОНУКЛЕУС! Офигеть можно.

Не знаю, меня наверное взрослые будут упрекать, но я не могу промолчать: те, кто будет реформировать нашу современную школу, мне кажется, они мыслят немного иначе. Не так как мы. Хотя, возможно, мне просто кажется. Но в любом случае, нужно с нами, школьниками, советоваться.

Вы, наверное, подумаете. Что мы против дисциплины и так далее. Ничего подобного. Наоборот, для меня важен авторитет учителя. Я не хочу видеть униженного учителя. Это мои наставники. Они для меня, как вторые родители. Я хочу их уважать и любить. Но при этом они должны любить и уважать меня. В моей школе таких проблем почт нет. С нами говорят вежливо и корректно. Но мои знакомые, друзья, соседи, которые учатся в других школах, рассказывают такие вещи, что волосы дыбом встают. Учитель может обозвать и идиотом, и даже обматерить, а то и чем-нибудь по башке огреть. Ну, и как же после этого ученик будет уважать и любить учителя.

О форме в школе. Я считаю, что нужно иметь деловой вид. Школа для нас – это не просто здание для развлечения. Это наша работа. Только взрослые на работе получают деньги, а мы – оценки, хотя немного деньжат тоже не помешал бы за хорошие отметки. Я мельком взглянул на сериал «Школа» (просто времени нет смотреть), и вот что подумал: знаете. Если бы в той школе все ходили в нормальной одежде, то там бы меньше было бы отморозков. Мне так кажется. Я, кстати, раньше возмущался, почему все должны ходить в костюмах и галстуках? Но сейчас и сам понял, что так лучше. Школа – это не развлекательный центр. Это место работы. Да-да. Именно работы. А если в классе все сидят в дискотечной одежде, о какой работе может идти речь. Поэтому нужно сделать по всей стране, чтобы школьники ходили в школу строго в деловой одежде. Хватит развлекаться. Развлекайтесь после школы и в выходные.

На фото: моё самое первое 1 Сентября. Что-то мучали меня сомнения в тот день. :-)

Мой сайт: http://www.mishasamarsky.ru

Comments

( 13 комментариев — Оставить комментарий )
lifestar_n
5 фев, 2010 21:50 (UTC)
Совершенно потрясающий пост! Я серьёзно.

Первое предложение полностью поддерживаю. Да, нужны деньги, но поощрение школьников очень стимулирует, по себе знаю. Когда я училась, ничего подобного не было, но, буквально на следующий год, у нас ввели степендии одарённым школьникам. Как я им тогда завидовала! Не потому, что мне так не хватало денег, просто было ощущение какой-то несправедливости. К тому же, я прекрасно понимала и видела, что ребята по-другому относятся к учёбе, действительно стараются, видя, что их знания ценят.

Насчёт второго - даже не знаю. Наверное, учителя должны вести себя примерно на работе, не позволяя лишнего. Но должны быть ограничивающие рамки. Они ведь тоже люди, и далеко не идеалы.

Двойки и единицы я бы отменять не стала. Если ты получаешь одни двойки, в любом случае, аттестат тебе не дадут, или будут серьёзные проблемы с его получением, так что тут существенной разницы не вижу.

Согласна насчёт более тщательного преподавания литературы, языка и истории. Но всё не так просто. Вот ты, Миша, пишешь, что надо приучить ученика засыпать с книжкой, а как это сделать? Вот тебе кажется, что рано или поздно ребёнка потянет к серьёзным книгам, главное привить любовь к чтению. Но, увы, так не всегда бывает. Почему - я не знаю, к сожалению. Я сама с детства обожаю читать. Но многие мои сверстники не разделяют, и не разделяли, этого увлечения. Тем более сейчас, в век компьютерных игр, дискотек и т.д. Грустно, но факт.

Математику, как и другие предметы, надо упростить, или сделать два учебника, как ты предлагаешь. Меня с детства убеждали, что все, полученные в школе знания мне пригодятся. Простите, но это самая наглая ложь. Умение вычислять интегралы или решать квадратные уравнения мне нисколько не помогает ни в какой сфере деятельности. Разве что выпендриться можно, вот, мол, смотрите, какая я умная. На западе давно перешли на селективную систему образования, где все предметы изучаются до определённогго уровня, а дальше ученик сам решает продолжать этот предмет или нет. Мне довелось поучиться так год и опыт был положительным.

Советоваться со школьниками обязательно нужно: приходить в школы, наблюдать, беседовать, делать опросы, проводить исследования...

Безусловно, учителя должны быть корректными и относиться к ученикам вежливо. Неуважительное отношение запоминается, к сожалению, на всю жизнь. Когда взрослеешь, это воспринимается по-другому - не так остро и драматично, но не забывается...

Должен быть определённый стиль одежды, деловой, если угодно, но не школьная форма, когда все должны выглядеть совершенно одинаково. До сих пор с ненавистью вспоминаю платье и передник, которые заставляли носить в начальных классах. Ещё воротнички и манжеты, которые надо было постоянно перешивать и отглаживать. Ужас!
andariego
6 фев, 2010 12:15 (UTC)
Не думаю, что поощрение деньгами школьников приведет к тому, что у них будет больше знаний... Зато сызмала это приучит ко всему подходить с меркантильными мерками, что не есть хорошо...Думаю многое зависит от учителя: сумеет учитель заинтересовать своим предметом школьников или нет и сумеет ли он хорошо обучить своему предмету.

Мне кажется, что отсутствие преподавания в школе философии является серьезным недостатком... У нас вся система направлена прежде всего на натаскивание, на фабрикацию инструмента, шестеренки, которая будет функционировать в экономическом механизме государства, а не на Формирование Личности, Гражданина...
misha_samarsky
6 фев, 2010 15:25 (UTC)
На карманные расходы всё равно нужны деньги. Правильно, можно и у родителей взять, но ведь заработать самому - прикольнее.
alexeyduzhev
6 фев, 2010 13:05 (UTC)
Просто не мог не оставить здесь свое мнение, будучи недавним школьником...
Сам когда-то задавался вопросом необходимости реформирования школы, но тогда пришел в тупик (наверное, всему виной предвзятое отношение к той школе, где довелось...ну не важно...). сейчас на проблему смотрю более твердо.
Вообще образование, как мне кажется, надо начинать лет с трех-четырех, если не с самого рождения. По крайней мере духовное развитие ребенка - привитие любви к музыке, литературе и прочим ценностям - в первые годы жизни лежит целиком и полностью на родителях и ближайшем окружении. Мне известно немало людей, которые начали читать в три-четыре года. Думаю, главным условием интеллигентности является начитанность (отдельное браво в сторону хозяина блога, в свое время заинтересовавшегося Кантом). И если человек действительно начинает читать рано то, что ему нравится, книга становится своего рода наркотиком... правда, вполне безобидным...
Я, кажется, отвлекся от мысли... В основу образования надо положить книгу, как источник знаний, к которому ребенок тянется не по указке, а самоинициативно (во, блин, завернул). Детский сад... вот где мы можем заставить (нет, не правильно...помочь(!)) ребенка полюбить получение знаний.
И вот школа. Американцы правильно делают, давая каждому минимум... Вот уж действительно, зачем мне знать что такое "митохондрия", если я хочу стать инженером? (Правда, я все равно это знаю... но тем не менее...)
Честно говоря, необходимый минимум, если его выжать из всего объема информации, не так и велик (что-то фраза нехорошо получилась..ну да ладно...), так что если его растянуть на одиннадцать лет, это с одной стороны, глубоко может врезаться в память, а с другой... одиннадцать лет это ведь шестая...ну седьмая часть всей жизни. И на какую-то - извините - ересь я должен тратить отпущенные мне часы?! По мне, я бы все прошел лет за пять и лет эдак в тринадцать-четырнадцать серьезно стал изучать только программирование... наверное...
misha_samarsky
6 фев, 2010 15:27 (UTC)
Да, слишком много нформации, которая меня просто напрягает. Хотя я могу ошибаться. И всё же с биологией мне кажется, пербор.
andariego
6 фев, 2010 14:07 (UTC)
фишка в том, что редкий школьник выбирает свою профессию в школе. Чаще всего человек выбирает себе профессию, о которой в школе и не думал, что он когда-нибудь будет этим заниматься...
lifestar_n
6 фев, 2010 18:39 (UTC)
Так может потому школьник чаще всего и не выбирает профессию во время учёбы в школе, что слишком перегружен учёбой, и у него просто нет времени определиться. Хотя, я довольно рано поняла чем хочу по жизни заниматься.
andariego
6 фев, 2010 14:11 (UTC)
Спросить хочу автора темы: Миша, ты читал книгу К. Паустовского "Золотая роза"? Книга эта - о труде писателя. Оч. интересная книга :)
misha_samarsky
6 фев, 2010 15:26 (UTC)
К сожалению, пока не читал. Столько ещё непрочитанного, что и сомневаешься: смогу ли прочитать. :-) Но по тихоньку всё же двигаюсь вперед.
alexeyduzhev
6 фев, 2010 17:09 (UTC)
Читал два раза... когда маленький был только основная история воспринялась...про мусорщика и розу... Потом показалась гораздо глубже..
andariego
6 фев, 2010 18:01 (UTC)
"Золотая роза" - книга небольшая. Писателю обязательно надо прочесть :) Так что, в большую очередь не откладывай, Миша ;)
misha_samarsky
6 фев, 2010 18:12 (UTC)
Обязательн прислушаюсь к Вашему совету. Спасибо.
merlin8z
30 май, 2010 10:45 (UTC)
О предложении "предмет-плюс" сомневаюсь. А вот деньги получать хотя бы за 5-ки - давно уже пора ввести.
А самое главное, чтобы учителя научились любить своей предмет, но без фанатизма. Плохо знает человек физику, но зато знает хорошо литературу. И надо от этого отталкиваться, что если человек не знает чего-либо, это не значит что он дурак, зато он знает другую область науки.
О том, что чиновники знают, что такое школа сомневаются не только ученики с учителями. Те же ФИПИ (которые задания к ЕГЭ создают) скорее всего, не представляют что такое сейчас школа - и об этом говорят вполне умные компетентные люди. А ведь образование - это основа государства, наряду с медициной.
ИМХО ученик будет учиться лишь если будет интерес. Надо создать интерес на первых порах. А когда на почве интереса появятся способности, и ученик определится с профессией, то он будет предметы которые ему нужны для будущего сам впитывать. Да только зачем ему нужны будут высокие знания по математике, если он собирается стать тем же журналистом. У нас в РФ очень большая широкая база даётся предметов и мне кажется это лишним. Зачем ввели в старших классах начала анализа по математике – если эти знания даже тем же бухгалтерам и программистам не нужны – хотя казалось бы математические специальности, и ничего используют знания 7, максимум 10 класса и без всяких анализов обходятся. Зачем учить столько всего, если в ВУЗе или колледже всё равно половина школьной программы окажется не нужна. И ещё мне не нравится обилие разнообразных стандартов. Даже в одной школе учителя могут записывать задачу пользуясь разными знаками. Правил оформления четких нет. Лучше уж тогда учредить строгие правила оформления на одни задачи, а на другие допустим сочинения дать свободное оформление. А самое обидное, что всю начальную школу пропускали по правилу строчки, следили за полями. А 10-11 классах нам говорят, пишите как хотите. А в ВУЗах нам скажут, пишите даже на полях. И спрашивается, зачем учили такие сложные накрученные правила оформления. Кто-то скажет это нужно, но честное слово обидно, что тратили столько времени на ненужные в будущем вещи.
( 13 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

misha_samarsky
Михаил Самарский
Мой сайт!

Latest Month

Июль 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek