Михаил Самарский (misha_samarsky) wrote,
Михаил Самарский
misha_samarsky

Categories:

Михаил Мень. Интервью с губернатором Ивановской области.

Михаил Мень: «Ни о чём в жизни не жалею!»


«Знание сети и владение новыми технологиями государственному служащему необходимы, это часть его обязанностей. Любое ведомство должно вести официальный сайт в интернете, регулярно его обновлять, давать комментарии по вопросам, которые волнуют население региона. Кроме того, необходимо внедрять электронные технологии в работу власти», - утверждает Губернатор Ивановской области Михаил Мень.

В интернете, не принято размахивать штандартами. Есть никнэйм, юзерпик, заходи и общайся. Словом, звание у всех одно – пользователь сети. Познакомившись с Михаилом Александровичем в твиттере, я обнаружил, что мне очень интересно читать его сообщения в микроблоге - живые, яркие, иногда острые, ироничные. Если бы не рабочая информация, то и не догадался бы, что общаюсь с руководителем такого высокого ранга. Недолго думая, решил рискнуть и предложил ответить на вопросы Живого Журнала «Опыты». Губернатор рассказал, как учился, служил в армии, с какими трудностями пришлось столкнуться в жизни, что думает о молодом поколении, об интернете.



Михаил Самарский. Михаил Александрович, был ли у вас в школе любимый предмет?

Михаил Мень. Больше всего нравились гуманитарные науки, любимыми предметами были история, обществознание и география. Технические науки я тоже изучал с интересом, но они мне давались сложнее.

М.С. Когда, в каком возрасте вы определились со своей будущей
профессией?

М.М. Честно говоря, определился поздно, что было неправильным. Уже в старших классах я душой тяготел к гуманитарным наукам и специальностям, но когда окончил школу пошел явно против своего желания и поступил в нефтехимический институт имени Губкина на специальность «Промышленная энергетика». Проучился там два года и только после этого почувствовал, что мне это неинтересно, я явно занимаю чужое место. Чтобы исправить ситуацию, пока не поздно решил поступать в гуманитарный вуз. Однако, в тот момент в Советском Союзе в таких вузах, как правило, не было военных кафедр, и я, как положено, сначала отслужил два года в армии, а уже потом поступил в институт культуры на «режиссуру». Со временем мне пришлось получать ещё одно образование - юридическое, которое было мне необходимо в моей работе, когда я работал в Государственной Думе и в дальнейшем в исполнительных органах государственной власти.

М.С. Совпал ли ваш дальнейший выбор со школьными планами?

М.М. Ну, конечно, нет. В советское время для меня как для сына православного священника даже невозможно было представить, что я смогу сделать хоть какую-то карьеру на политическом или управленческом поприще.

М.С. Михаил Александрович, был ли соблазн, как сейчас говорят «откосить» от армии?

М.М. Хотите верьте, хотите нет, но никакого соблазна «откосить» от армии у меня не было, потому что у меня было твёрдое убеждение: после того как я честно отдам два года родине, я, безусловно, буду иметь иной статус, а не просто определённые преференции при поступлении в ВУЗ. После армии появился уже жизненный опыт и, в общем-то, уважение, которого, безусловно, заслуживают те люди, которые отслужили срочную службу. Однажды я был в командировке в Израиле, и меня поразило, что там даже такой формулировки как «закосить от армии» в языке нет. Тогда я был депутатом Государственной Думы, и мы ездили обмениваться опытом с местным парламентом, так вот переводчик не смог перевести мой вопрос с формулировкой «откосить от армии», они просто не понимали, что я у них спрашиваю. Там величайший позор человеку, который не хочет служить своей родине. Мне кажется, в нашей стране нужно добиться того же. Это очень сложная задача, но надо стремиться к этому.

М.С. Как вам служилось? В армии знали, что вы сын священника? Это как-то отразилось на службе?

М.М. Я служил в строительных войсках Тихоокеанского флота, в так называемых подразделениях ДВМС (Дальвоенморстроя). По сути это был некий морской стройбат, отличавшийся только лишь формой одежды, тем, что на погонах у нас были буквы «ТФ» (Тихоокеанский флот). Офицеры, конечно, знали, что я сын священника, и в связи с этим были определённые проблемы. Так, например, отслужив полгода в «учебке» во Владивостоке, я очень рассчитывал остаться в этом городе, мне очень понравился Владивосток – красивый приморский город. Но как мне объяснил командир в учебной части, была установка не оставлять меня даже во Владивостоке и отправить максимально далеко. Так я попал в посёлок Заветы Ильича Хабаровского края.

М.С. Пригодились ли вам в армии знания, полученные за два года учёбы в ВУЗе?

М.М. Безусловно то, что у меня за плечами были два курса института - некий минимальный, но жизненный опыт, конечно, помогал. Условия были непростые, взаимоотношения между сослуживцами были сложные, поэтому знания, полученные в институте, в том числе жизненные знания, помогали. В армии я получил специальность «Машинист башенного крана» и в течение двух лет работал на башенном кране. Очень хорошо знал процесс стройки, и в связи с этим ивановским строителям очень сложно со мной общаться, потому что меня практически невозможно обмануть. Я знаю очень много изнутри процесса. Поэтому я ни о чём в жизни не жалею, в том числе и о том, что я честно отдал два года военной службе Отечеству.

М.С. Вы помните своего первого учителя? Встречались ли уже в зрелом возрасте со своими учителями? Сейчас кто-то из ваших учителей преподаёт?

М.М. Да, конечно, я помню свою первую учительницу. Мало того, мы стараемся поддерживать отношения с одноклассниками, в 2011 году грядёт 50-летие нашей школы. Мы планируем обязательно все встретиться. На одном из юбилейных мероприятиях общались и с первой учительницей. Сейчас, насколько я знаю, те учителя, которые преподавали у меня, уже, практически никто не работает, прошло много лет.

М.С. Вы дружите теперь с кем-то из своих школьных товарищей? Часто встречаетесь?

М.М. Да, обязательно, это моя принципиальная позиция. Я ни в коем случае не хочу оказаться человеком, который достиг определённых успехов в жизни и отвернулся от своих старых друзей. Мы два раза в год встречаемся с небольшой группой одноклассников, именно с тем коллективом, с которым близко дружили. Это обычно происходит два раза – зимой и летом. Последние пять лет летом встречаемся в городе Плёс Ивановской области. Я приглашаю своих друзей, одноклассников погостить в Ивановскую область и считаю очень важным не забывать школьных друзей.

М.С. Михаил Александрович! Известно, что вы активный пользователь интернета. Вас, наверное, часто спрашивают: помогает ли вам интернет в работе? Я пропущу этот вопрос, поскольку считаю его чисто риторическим. Но спрошу вот о чём: у вас очень много подчинённых. Многие ли следуют вашему примеру?

М.М. Я считаю, что на государственной службе должен быть достаточно индивидуальный подход к работе с интернетом, особенно к работе чиновника в социальных сетях. Однако, убежден, что знание сети и владение новыми технологиями государственному служащему необходимы, это часть его обязанностей. Любое ведомство должно вести официальный сайт в интернете, регулярно его обновлять, давать комментарии по вопросам, которые волнуют население региона. Кроме того, необходимо внедрять электронные технологии в работу власти. В Ивановской области уже работают многофункциональные центры оказания госуслуг населению по системе «одного окна», областная Дума уже полностью перешла на электронный документооборот, в исполнительной власти сейчас активно работаем над созданием «электронного правительства».

М.С. Часто ли вам приходится общаться с теми руководителями, кто в интернете, как говорится, ни в зуб ногой? Вы пытаетесь их как-то убедить, переубедить или, может, даже заставить стать более современным человеком, продвинутым? И вообще, как вы относитесь к тем, что, находясь у власти, пренебрегает достижениями цивилизации в информационных технологиях?

М.М. Отдельно остановлюсь на ведении чиновниками блогов и микроблогов, работе в социальных сетях. Кому-то это может реально помогать, я, например, ощущаю эту помощь, есть целый ряд примеров. Но надо учесть, что есть чиновники, которые в силу объективных обстоятельств, в связи со складом характера не могут работать в публичной плоскости, и заставлять всех открывать аккаунты будет, наверное, неправильно. Но, когда дело касается публичных должностей (например, таких как глава администрации какого-нибудь района) – здесь я настоятельно рекомендую, чтобы руководители пользовались этими инструментами, потому что публичная работа подразумевает умение общаться и постоянный интерактив. Вы, конечно, помните выступление президента страны, который сказал, что, кто не владеет современными технологиями – не имеет перспективы работать на государственной службе.

М.С. Михаил Александрович! В любом регионе есть одарённые дети, которые достигают успехов в той или иной сфере уже в школе. Как вы их поддерживаете? Есть ли у вас какие-то свои, областные программы?

М.М. Конечно. В области разработана и действует долгосрочная целевая программа «Дети Ивановской области» на 2009-2013 годы, одним из направлений которой является выявление и адресная поддержка одаренных детей, развитие их интеллектуального и творческого потенциала. В рамках программы в системе проводятся конкурсы, профильные смены для талантливой молодежи, установлены областная премия «Надежда земли Ивановской», специальные стипендии за достижения в интеллектуальной, творческой, социальной активности, спортивные успехи. В регионе успешно действуют областные очно-заочные школы «Юный краевед – исследователь» и «Юный техник», «Юный эколог», «Юный программист», в которых занимаются более тысячи учащихся под руководством ученых области.
Департамент образования проводит мониторинг открытых конкурсов и дистанционных олимпиад для интеллектуально одаренных школьников Ивановской области, обеспечивается участие школьников в различных российских конкурсах, викторинах, олимпиадах, проводимых ведущими вузами страны, что позволяет школьникам проявить свои способности.
В период летних каникул департамент образования на базе загородных оздоровительных лагерей организует работу профильных смен для одаренных детей, проявивших особые способности и таланты в сфере культуры, искусства, общего и дополнительного образования, физкультуры и спорта – победителей международных, всероссийских, региональных и муниципальных олимпиад, конкурсов и фестивалей.

М.С. Что у вас в области предпринимается для того, чтобы стереть грань между сельской и городской школами? Можете поделиться опытом?

М.М. Вопрос очень серьёзный, потому что на сегодняшний день техническая оснащённость сельских школ несколько ниже, чем у городских школ, хотя у нас практически все школы подключены к Интернету. Главная проблема сельских школ – это малокомплектность. Здесь мы вынуждены, как и во всей стране, двигаться в сторону реализации программ «Школьный автобус» и укрупнять учебные заведения, и в этом я вижу решение вопроса, потому что тогда можно будет, не распыляя ресурсы, всё-таки, делать школы базовыми и детей из соседних сельских поселений доставлять автобусом.

М.С. Мы, школьники, едва ли не ежедневно слышим от взрослых: учиться, учиться и учиться! И многие с этим согласны, как бы нас теперь не ругали и не обзывали «нулевым поколением». А вы, опираясь на свой богатый жизненный опыт, что ещё пожелаете современным школьникам? С чего начинать жизненный путь? Как лучше заранее определиться с профессией?

М.М. Конечно, можно только позавидовать тем молодым ребятам, которые уже в школьные годы отчётливо понимают, чем они хотят заниматься в жизни. На самом деле, конечно, сейчас больше перспектив и возможностей. Если вспоминать школьные годы моей поры, у нас были проблемы с тем, чтобы определиться с профессией, сложно было поступить в высшее учебное заведение, и не было таких равных возможностей, какие есть сейчас. Сейчас гораздо более понятно для подрастающего поколения: для чего учиться, для чего нужны конкретные знания, какой от этого будет результат.
К современному молодому поколению я отношусь очень хорошо. В самом начале своей работы в Ивановской области я пригласил в качестве своих помощников нескольких молодых людей, только окончивших ивановские вузы. Об этом решении я ни разу не пожалел, сейчас большинство из них уже заняли руководящие посты в аппарате правительства области, в муниципалитетах, один даже занял пост моего заместителя. Еще раз повторюсь, что с большим уважением отношусь к современному молодому поколению. Иногда мне даже кажется, что в чем-то они лучше нас.

М.С. Может, у вас есть какие-то психологические секреты, советы молодым?

М.М. Что касается секретов, самое главное, наверное, всё-таки уметь распределить своё время, потому что от этого зависит - сможете ли вы совмещать учёбу, работу с отдыхом, занятием спортом, творчеством. Многие люди не успевают что-то сделать не потому, что у них не хватает времени, а просто они его грамотно не расписывают, не формируют свой день. Я всем советую вести ежедневник. В своё время мы вели его на бумажных носителях, сейчас технологии изменились, и многие, я в том числе, веду его в электронном виде: либо в мобильном телефоне, либо в компьютере. Это очень помогает организовать свое время, а грамотная организация – один из важных залогов успеха.

Спасибо, Михаил Александрович! И особенно я благодарен вам за то, что вы без всяких заморочек согласились ответить на вопросы не профессионального журналиста, а обычного школьника. Возможно, другие губернаторы последуют вашему примеру. Всего вам доброго.




Tags: Михаил Мень, Миша Самарский, губернаторы, опыты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments