
Продолжение. Теперь о самом спектакле «Радуга для друга»: не могу сказать, что не было опасений перед походом на него. Во-первых, я шла туда не одна, а с человеком, который успел вырасти на книгах Самарского, несмотря на то, что и сам писатель еще достаточно молод. Эта долгожданная встреча читателя с писателем уже создавала ситуацию повышенных ожиданий и страха разочарования из-за них. (Если коротко: читатель остался доволен! ;))
Во-вторых, сложно было представить, как довольно юный актер, коим еще является молодой писатель Михаил Самарский, в одиночку сможет удержать такую сложную публику, как дети, да еще и в течение 1 часа 40 минут без антракта. В-третьих, тема, взятая за основу, требует невероятной деликатности…
Я бы покривила душой, если бы только рассыпалась в восторгах, конечно, некоторые проблемы с аудиторией возникли, ибо родители, невзирая на возрастной ценз, все же привели на спектакль детей, младше заявленных 6+. Моноспектакль, где много текста, требующего осмысления, и мало действия – это для публики постарше. Целевая аудитория этого спектакля, пожалуй, – школьники среднего звена, младшие подростки, поскольку темы, поднимаемые в пьесе, равно как и в книге, актуальны для этого возраста. Причем, темы, которые с ними обычно не обсуждают взрослые, поскольку зачастую не умеют это делать тактично: смерть; люди с ограниченными возможностями, и отношение к ним общества; зависимость животного от человека, а в данном случае, скорее наоборот, – зависимость человека от животного, но иногда и их обоюдная беспомощность из-за равнодушия окружающих…
Если коротко о сюжетной стороне: лабрадор-поводырь Трисон вспоминает о двух своих «подопечных» - слепых людях Иване Савельиче и 13-летнем мальчике Сашке.
Вот этот прием – сделать рассказчиком собаку – позволяет создать необходимую дистанцию для того, чтобы говорить о вышеназванных темах, не скатываясь в пафос, морализаторство, излишнюю сентиментальность, давление на жалость, да еще и сохранять изрядную долю юмора при этом. С замиранием сердца следишь за тем, как искусно артист балансирует на грани, не пережимая, не выдавливая слезу из зрителя, хотя слеза все равно ползет сама, поскольку происходящее на сцене задевает за живое...
Прекрасная истина, прозвучавшая из уст собаки-поводыря о своих подопечных: «Они нуждаются в помощи, а не в жалости!» Как просто сказано, но с каким трудом усваивается обществом, да что там обществом: каждым из нас, кого напрямую не касается жизнь человека с ограниченными возможностями ежедневно. Нам проще не думать об этом, закрывать глаза на то, что такие люди есть. Даже когда для таких людей что-то делается, то больше для виду, для отчетности, чем продуманно: как это действительно могло бы сделать их жизнь чуточку легче…
А для начала нужно хотя бы видеть реально, что среди нас есть такие люди. Уже только за это Михаилу Самарскому можно сказать огромное спасибо, что свойственная юным романтическая готовность спасать мир в его случае претворилась в реальное дело, которое он смог осуществить, - написал книгу и поставил спектакль о слепых людях (не говоря уже о том, что он также президент благотворительного фонда помощи слепым людям «Живые сердца»). И руководству нашего драмтеатра тоже хочется выразить признательность за то, что взяли на себя смелость осуществить этот проект. Выражу не только свое мнение, но и моих друзей по поводу того, что хотелось бы, чтобы эта постановка возобновилась и в учебном году, дабы на нее могли попасть школьники классами. Чтобы можно было смотреть, обсуждать, учиться гуманизму, действовать…
#радугадлядруга #премьера #михаилсамарский #спектакль #тюменскийдрамтеатр #тбдт