Михаил Самарский (misha_samarsky) wrote,
Михаил Самарский
misha_samarsky

Category:

Памятник Петру 1 – достопримечательность Москвы.

Мне кажется эта проблема надуманной. Противники памятника как-то ведут себя непонятно. У меня такое впечатление, что кому-то просто хочется искупаться в лучах славы великого художника. Я думаю, сегодня вряд ли кто-то будет утверждать, что Зураб Константинович Церетели – это бездарь и бесталанный художник. Его дар и талант признают как сторонник, так и противники. Лично я считаю его великим и гениальным художником. Что касается памятнику Петру 1, я предлагаю не торопиться с выводами. У любого произведения искусства судья один – это время. Не зря поэт сказал: «Большое видится на расстояньи…»


Позвольте, я приведу всего лишь одно четверостишье из стихотворения Бориса Леонидовича Пастернака «Нобелевская премия». Мне кажется это как раз в тему. Все знают, как его травили, когда он опубликовал роман «Доктор Живаго» и получил престижную премию. Вот, что он тогда написал:

Что же сделал я за пакость?
Я – убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой страны своей.

Тоже самое сегодня происходит и с Зурабом Константиновичем. Его монументальными произведениями любуется весь мир. Токио, Бразилия, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Севилья. Художник действительно прославляет нашу страну, несёт в мир наше национальное искусство, нашу культуру, если хотите, наш дух! А мы тут сидим такие умные и рассуждаем: хорошее произведение или плохое сотворил Зураб Церетели. Даже неловко как-то становится.

Кроме того, я бы не хотел, чтобы работы художников оценивали чиновники. А знаете почему? Удивляет, что мы снова забыли уроки истории. В своё время кому-то и Храм Христа Спасителя не понравился. Снесли, потом восстанавливали. Кстати, кто не знает, напомню: Только благодаря титаническому труду и таланту Церетели Храм был восстановлен в кратчайшие сроки и очень качественно. Так вот я об уроках истории. Разве можно сегодня рубить с плеча. В искусстве полно примеров, когда современники не признавали заслуг художников, композиторов, архитекторов, поэтов.

Вот вам примеры: Когда-то и Моцарта упрекали в том, что он пишет какие-то легкомысленные песенки. Многие не поняли и Бродского и Пастернака. А вы знаете, как протестовали Парижане против Эйфелевой башни. Между прочим обвинения были те же, что и с памятником Петру – и монстр и ужас, и позор для Парижа. И что? Кто сегодня может представить Париж без этой башни? У нас в школе она даже на ластиках нарисована.

Между прочим, Зураб Константинович боец со стажем. С юных лет он подвергался несправедливым нападкам. Ещё в 1958 гожу при выпуске из Тбилисской академии его дипломная работа «Песнь о Тбилиси» не была допущена до защиты, хотя и получила горячее одобрение другого великого художника Мартироса Сарьяна. Но молодой художник всё-таки сумел отстоять своё право на защиту диплома. К сожалению, а может быть и к счастью, творческим, незаурядным личностям постоянно приходится бороться за свои произведения. Стереотипы – вещь очень липкая. Не все современники могут понять и принять новое в искусстве.

Взрослые, когда говорят о времени, приводят часто сравнение с хорошим коньяком, который должен иметь длительную выдержку. А я привожу пример с чаем. Иногда утром торопишься в школу, и чай не успевает настояться, пьёшь какой-то подкрашенный кипяток. И другое дело, когда чай хорошенько настоится, тогда и чувствуешь его вкус и аромат. Тогда и начинаешь этот вкус ценить. Всему своё время.

Вот самые ближайшие примеры. Если бы мы доверились «чиновникам-искусствоведам» ( в кавычках, разумеется), то мы сегодня не наслаждались бы с вами песнями «Подмосковные вечера» и «День Победы». Да-да, они тоже когда-то попадали в категорию безвкусных и даже вредных произведений. Вот и делайте выводы. Поэтому ещё раз повторю: давайте не будем сегодня трогать памятник Петру. Время всё расставит по своим местам. Дайте нам, ровесникам памятника, вырасти вместе с ним, повзрослеть и, вот когда мы вырастем, наберёмся ума, помудреем, мы сами решим, что с ним делать. А сегодня пусть стоит. Прошу Вас, господа взрослые, не отбирайте у нас это произведение искусства.

Слово «памятник» произошло от слова память. То есть любой памятник нам о чём-то или о ком-то напоминает. Давайте подойдём к этому вопросу диалектически. Кто считает это безвкусицей, пусть ему памятник напоминает о ней, а кто считает, что это достойное произведение пусть помнит о большом мастере-художнике. Словом, борьба и единство противоположностей. Но только не надо допускать поспешных и суетливых действий. Я уже и не говорю о финансовой стороне этого вопроса. Тут вообще без комментариев.

Я хочу обратиться к художнику. Дорогой Зураб Константинович, я ещё молод, мне всего 14 лет. Но я хочу сказать Вам: громадное Вам спасибо за всё то что Вы сделали для Москвы – и за Поклонку, и за Храм Христа Спасителя, и за Музей современного искусства, и, конечно же, за памятник Петру Первому! Я уверен, что ваше искусство переживёт всех – и Ваших сторонников и противников. А это для художника главнее всего. Дай Бог Вам долгих лет жизни и сил творить дальше!


P.S. Фото автора блога.



Tags: Миша Самарский, Москва, Пётр 1, вандалы, памятник
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments