?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



«Низшую ступень занимает либерализм уличный. Это скорее извращение, нежели проявление свободы. Уличный либерал не хочет знать ничего, кроме собственного своеволия. Он, прежде всего, любит шум, ему нужно волнение для волнения. Это он называет жизнью, а спокойствие и порядок кажутся ему смертью. Где слышны яростные крики, неразборчивые и неистощимые ругательства, там наверно колышется и негодует уличный либерал. Он жадно сторожит каждое буйство, он хлопает всякому беззаконию, ибо самое слово: закон, ему ненавистно. Он приходит в неистовый восторг, когда узнает, что где-нибудь произошёл либеральный скандал, что случилась уличная схватка в Мадриде или Неаполе: знай наших! Но терпимости, уважения к мысли, уважения к чужому мнению, к человеческой личности, всего, что составляет сущность истинной свободы и украшение жизни — от него не ожидайте. Он готов стереть с лица земли всякого, кто не разделяет его необузданных порывов. Он даже не предполагает, что чужое мнение могло явиться плодом свободной мысли, благородного чувства.



Отличительная черта уличного либерала та, что он всех своих противников считает подлецами. Низкие души понимают одни лишь подлые побуждения. Поэтому он и на средства не разборчив. Он ратует во имя свободы; но здесь не мысль, которая выступает против мысли в благородном бою, ломая копья за истину, за идею. Все вертится на личных выходках, на ругательствах; употребляются в дело бессовестные толкования, ядовитые намёки, ложь и клевета. Тут стараются не доказать, а отделать, уязвить или оплевать».

Скажите, что здесь можно добавить и в чём можно усомниться? Нам остаётся только фамилии назвать. Впрочем, вы их и сами знаете.

Идём дальше. Второй вид либерализма - «либерализмом оппозиционный».


«Но, Боже мой! Какая тут представляется пёстрая смесь людей! Сколько разнородных побуждений, сколько разнохарактерных типов — от Собакевича, который уверяет, что один прокурор — порядочный человек, да и тот свинья, до помещика, негодующего за отнятие крепостного права, до вельможи, впавшего в немилость и потому кинувшегося в оппозицию, пока не воссияет над ним улыбка, которая снова обратит его к власти!
Кому не знакомо это критическое настроение русского общества, этот избыток оппозиционных излияний, которые являются в столь многообразных формах:
— в виде бранчливого неудовольствия с патриархальным и невинным характером;
— в виде презрительной иронии и ядовитой усмешки, которые показывают, что критик стоит где-то далеко впереди, бесконечно выше окружающего мира;
— в виде глумления и анекдотцев, обличающих тёмные козни бюрократов;
— в виде неистовых нападок, при которых в одно и то же время с одинаковою яростью требуются совершенно противоположные вещи;
— в виде поэтической любви к выборному началу, к самоуправлению, к гласности;
— в виде ораторских эффектов, сопровождаемых величественными позами;
— в виде лирических жалоб, прикрывающих лень и пустоту;
— в виде беспокойного стремления говорить и суетиться, в котором так и проглядывает огорчённое самолюбие, желание придать себе важности;
— в виде злорадства при всякой дурной мере, при всяком зле, постигающем отечество;
— в виде вольнолюбия, всегда готового к деспотизму, и независимости, всегда готовой ползать и поклоняться.
Не перечтёшь тех бесчисленных оттенков оппозиции, которыми изумляет нас русская земля. Но мы хотим говорить не об этих жизненных проявлениях разнообразных наклонностей человека; для нас важен оппозиционный либерализм, как общее начало, как известное направление, которое коренится в свойствах человеческого духа и выражает одну из сторон или первоначальную степень свободы».

Знакомо? Не просто знакомо, а видим, читаем, слышим это каждый день!

Ну, и наконец, «Либерализм охранительный».


«Если либеральное направление не хочет ограничиваться пустословием, если оно желает получить действительное влияние на общественные дела, оно должно искать иных начал, начал зиждящих, положительных; оно должно приноравливаться к жизни, черпать уроки из истории; оно должно действовать, понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудных требований, но сохраняя беспристрастную независимость, побуждая и задерживая, где нужно, и стараясь наследовать истину хладнокровным обсуждением вопросов. Это и есть либерализм охранительный.
Свобода не состоит в одном приобретении и расширении прав. Человек потому только имеет права, что он несёт на себе обязанности, и, наоборот, от него можно требовать исполнения обязанностей, единственно потому, что он имеет права. Эти два начала неразрывны. Все значение человеческой личности и вытекающих из неё прав основано на том, что человек есть существо разумно-свободное, которое носит в себе сознание верховного нравственного закона, и в силу свободной своей воли способно действовать по представлению долга. Абсолютное значение закона даёт абсолютное значение и человеческой личности, его сознающей. Отнимите у человека это сознание — он становится в ряд с животными, которые повинуются влечениям и не имеют прав. К ним можно иметь привязанность, сострадание, а не уважение, потому что в них нет бесконечного элемента, составляющего достоинства человека.

Либерал, облечённый властью, поневоле бывает принуждён делать именно то, против чего он восставал, будучи в оппозиции».

А теперь об авторе этих выводов.

Статью «Различные виды либерализма» русский философ, историк, публицист, общественный деятель, профессор кафедры государственного права Московского университета Борис Николаевич Чичерин написал в 1861 году, то есть более чем полтораста лет назад. Однако, если бы эта работа появилась сегодня, никто не усомнился бы и на йоту в том, что речь идёт о наших либералах и их внутреннем состоянии. Разве можно возразить автору, читая эти выводы? На мой взгляд, исчерпывающе. Что говорится, добавить нечего.

Но знаете, что самое смешное? Если бы я не назвал автора и год написания этой статьи, вся либеральная общественность накинулась бы и кричала с пеной у рта, что автор – ватник, путиноид и жополиз. )))) Вот так и живём!

Что там, говорят, в Марьино опять митинг прошёл? О чём речь? Впрочем, читаем заметку сначала.

Comments

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
livejournal
21 сент, 2015 17:55 (UTC)
Записки ватника и раба Путина о либерализме ...
Пользователь mrlycien сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника и раба Путина о либерализме ... » в контексте: [...] Оригинал взят у в Записки ватника и раба Путина о либерализме ... [...]
livejournal
21 сент, 2015 17:58 (UTC)
Записки ватника и раба Путина о либерализме ...
Пользователь ur_beobachter сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника и раба Путина о либерализме ... » в контексте: [...] Оригинал взят у в Записки ватника и раба Путина о либерализме ... [...]
livejournal
22 сент, 2015 06:26 (UTC)
Записки ватника о либерализме ...
Пользователь russmos сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника о либерализме ... » в контексте: [...] Оригинал взят у в Записки ватника о либерализме ... [...]
livejournal
22 сент, 2015 06:36 (UTC)
Записки ватника о либерализме ...
Пользователь kudryavin сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника о либерализме ... » в контексте: [...] Оригинал взят у в Записки ватника о либерализме ... [...]
witeman
22 сент, 2015 08:34 (UTC)
Справедливости ради.
Сегодня разделить на три аналогичные группы можно не только либералов, но и патриотов, коммунистов, националистов. И тусуются они вместе, скорее по "горизонтальному" принципу, т.е. на Болотной - представители "уличных групп" всех направлений, в среде интеллигенции всех сортов - "вторая группа", во власти - третья.
(Удалённый комментарий)
livejournal
22 сент, 2015 10:11 (UTC)
Записки ватника о либерализме ...
Пользователь matveychev_oleg сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника о либерализме ... » в контексте: [...] Оригинал взят у в Записки ватника о либерализме ... [...]
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
m442
22 сент, 2015 10:29 (UTC)
Набрал в поиске Чичерин...

"...В конце 1840-х — начале 1850-х гг. познакомился с П. В. Анненковым, А. И. Герценом, К. Д. Кавелиным, И. С. Тургеневым. Изучал работы Гегеля; испытал значительное влияние идей французских политических мыслителей..."

Таким образом, имеем рассуждения либерала о либералах. Поэтично, но в философском смысле ни о чем.
livejournal
22 сент, 2015 10:39 (UTC)
Записки ватника о либерализме ...
Пользователь irissann сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника о либерализме ... » в контексте: [...] Оригинал взят у в Записки ватника о либерализме ... [...]
livejournal
22 сент, 2015 12:48 (UTC)
Записки ватника о либерализме ...
Пользователь va_sav сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника о либерализме ... » в контексте: [...] Оригинал взят у в Записки ватника о либерализме ... [...]
livejournal
22 сент, 2015 14:54 (UTC)
Записки ватника о либерализме ...
Пользователь sokura сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника о либерализме ... » в контексте: [...] нал взят у в Записки ватника о либерализме ... [...]
al_shuravi
22 сент, 2015 16:16 (UTC)
Потрясающий пост))) Спасибо!
misha_samarsky
22 сент, 2015 16:41 (UTC)
Пожалуйста. )))
(Анонимно)
4 ноя, 2015 16:16 (UTC)
Супер! В точку! Очередной виток эволюции, а истриия ничему не учит людей!.. или люди не учат историю
livejournal
23 сент, 2015 17:56 (UTC)
Записки ватника о либерализме ...
Пользователь matveychev_oleg сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника о либерализме ... » в контексте: [...] Оригинал взят у в Записки ватника о либерализме ... [...]
livejournal
23 сент, 2015 19:32 (UTC)
Записки ватника о либерализме ...
Пользователь jurij_sotnik сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника о либерализме ... » в контексте: [...] нал взят у в Записки ватника о либерализме ... [...]
livejournal
23 сент, 2015 19:41 (UTC)
Записки ватника о либерализме ...
Пользователь alukin сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника о либерализме ... » в контексте: [...] нал взят у в Записки ватника о либерализме ... [...]
livejournal
24 сент, 2015 08:56 (UTC)
Записки ватника о либерализме ...
Пользователь anna_ronin сослался на вашу запись в своей записи « Записки ватника о либерализме ... » в контексте: [...] нал взят у в Записки ватника о либерализме ... [...]
( 20 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

misha_samarsky
Михаил Самарский
Мой сайт!

Latest Month

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek