?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера принял участие в съёмках программы "Прямой эфир". Тема передачи страшная. Подростки издевались над своей ровесницей, потом один из парней её изнасиловал. Запутанная история, думаю, суд разберётся. Но мы говорили больше о подростковой жестокости. Правда, разговором это назвать сложно - вы знаете, как происходят подобные "дискуссии". А потому публикую здесь то, что хотелось бы сказать. Надеюсь, кто-то услышит, прочтёт, задумается. В любом случае, молчать нельзя. Хотелось бы услышать мнение своих читателей.

01

С каждым годом "гостей" на малолетке (так называют колонии для несовершеннолетних преступников) становится всё больше и больше. В чем же причина ухода подростков в преступный мир? Давайте начистоту. Ни любовь, ни зло, ни добро, ни жестокость не появляются на ровном месте. Всем мы помним классику: «Бытие определяет сознание». То же самое, правда, другими словами сказано и в Библии: «Дурные сообщества развращают нравы». Давайте не будем путать причину и следствие.

Взрослые слишком поздно спохватываются и разводят руками, дескать, да как же это случилось? Почему подросток вырос таким? Но ведь он рос на ваших глазах. Неужели никто не замечал, что с ним происходит, какие поступки он совершал до этого. Все наши так называемые органы, отвечающие прямо или косвенно за воспитание подростков, за их поведение и быт, подходят к своим обязанностям чисто формально. И пусть на меня не обижаются органы опеки, всякие родительские комитеты, участковые, инспекции по делам несовершеннолетних, школа, та же правительственная организация «Росмолодёжь» при минобразования и т.д.

Для них, на мой взгляд, важнее красивый отчёт, яркая картинка о проделанной работе, чем конкретный человек. Вот в этом есть основная проблема. Думаю, общество обязано вести человека с первого дня рождения. Вот как начинает патронажная медсестра, потом продолжает участковый психолог, детсадовский психолог, школьный психолог, вузовский, армейский психолог, семейный. Моё предложение может кому-то показаться утопическими, дескать слишком большие затраты. Но рано или поздно мы к этому придём. Нельзя бросать жизнь ребёнка, подростка на самотёк. Лучше заранее потратиться на психологов и специалистов, чем потом всю жизнь исправлять последствия. Я абсолютно убеждён: нормальный, выдержанный, грамотный человек принесёт намного больше пользы обществу, чем на него потратит государство в детстве и юности. Словом, рулит профилактика. Когда уже пришла беда, поздно разводить руками.

А посмотрите на эти американские приторно-вылизанные фильмы и мультяшки. Дайте на экран чего-то своего, родного, отечественного. Дайте того, что называется «здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Хочу не гы-гыкать, а смеяться, хочу не глаза таращить на красивую картинку, а сопереживать. Хочу видеть на экранах кино и телевизора своих сверстников, своих родителей, своих стариков, чтобы это были реальные герои, которые живут в соседнем подъезде, с которыми я еду рядом в метро, которых я вижу в магазине и бассейне. Куда они все подевались? Где мои родные герои? Где мои «Два капитана»? Где «Кортики» и «Бронзовые птицы», где мои добрые, весёлые, смешные русские сказки? Где всё это? Куда подевалось? Уже мы, восемнадцатилетние, бьём в колокола, а взрослые всё думают о прибылях да рейтингах.

Дайте же свежего воздуха. Ну, поймите же, в конце концов, нам не только развлечения нужны. Это только кажется, вспомните себя. Развлекуха уже поперёк горла стоит. Ну, хватит! Пока слышу только одни разговоры: не хватает семейного кино, детского, подросткового. Одни говорят, что нет хороших сценариев, другие, нет идей, третьи, русское кино не востребовано. Что происходит? Да ёлы-палы! Вы, взрослые, хотите и дальше пичкать своих детей американскими мультиками и фильмами? Вы хотите, чтобы ваши дети не смеялись, а гы-гыкали? У наши родителей, дедушек, бабушек были свои герои - Олег Кошевой, Тимур и его команда, Зоя Космодемьянская, Юрий Гагарин и другие. А что у нас? Гарри Поттер и Макдоналдс с бумажным стаканом кока-колы?

Смешно слышать, когда серьёзные взрослые дядьки сетуют на то, что, мол, нет сценариев для молодёжных фильмов. Решительно заявляю: есть! Обращайтесь! С десяток гарантирую сразу. Да таких, что пацаны и девчонки будут смотреть с удовольствием.

Но в первую очередь мы должны искоренить, если хотите, выжечь калёным железом взрослый шовинизм. Я много езжу по регионам, общаюсь со своими сверстниками и теми, кто помладше и в реале и в социальных сетях. Вы знаете, это одна из главных проблем. Меня часто критикуют те же взрослые, ну, не нравится им такой термин, а дети со мной согласны. Но многие из них просто не слышат своих подопечных. Или разговаривают с ними, как в полицейском участке. Многие дети даже в благополучных семьях просто боятся подойти с тем или иным вопросом к родителям.

Могу рассказать вам много случаев, когда подростки пожалели, что обратились за помощью к родителям. Вот буквально на днях я получил письмо от одной тринадцатилетней девчонки, которую отлупил ремнём отец. Как вы думаете, за что? Она спросила у родителей, что такое аборт? Это нормально? И это не редкость, поверьте мне. Я об этом пишу в своих книгах. Подростки не идут с вопросами к родителям, а получают «консультации» ( в кавычках, конечно) на улице.

Очень часто воспитание детей сводится к одной фразе: «Сиди не умничай!», это тоже очень опасно. Люди, произносящие эту фразу катастрофически не врубаются, что, если подростку запрещать умничать, он начнёт дурачиться. Да так, что мало не покажется.

Большая проблема с чтением литературы. А книги ведь уводят подростка с улицы, открывают новые горизонты, новый фантазии и перспективы. Но тут другая проблема: если подросток ни разу не видел ни маму, ни папу с книгой, то откуда у него возьмётся любовь к книге? А вот здесь должна более активно действовать школа. Но школа загружена какими-то невероятным отчётами и формальными мероприятиями. Учителя жалуются, что их поставили в такие рамки, что им некогда индивидуально поговорить с учеником, у них нет возможности проводить неформальные мероприятия со своими учениками. Но самое главное – снижена планка престижности профессии учителя. Ученик видит сегодня в учителе не моральный и нравственный авторитет, а обслуживающий персонал. Это тут же сказывается на облике и самого ученика.

О высказываниях в СМИ. Пусть меня обвинят в консерватизме, но я бы приравнял к экстремизму высказывания, в которых патриотизм называется вредным и бесполезным понятием. Подросток, слушая такие рассуждения, впитывает это словно губка и уже сам начинает смеяться над сверстниками, когда слышит от них слова о патриотизме и вообще о чувстве долга перед Родиной. Меня очень тревожит то факт, что у нас в стране под видом свободы слова протаскиваются через средства массовой информации сомнительные идеи отрицания всего позитивного и положительного в нашем обществе. До горе-воспитателей и так называемых защитников свободы слова не доходит, что именно с этого и начинается разрушение государственности. Мы должны быть очень осторожны и предусмотрительны. Воспитание подростка – это не только знания и образованность, это готовность в любой момент встать на защиту Родины, дать отпор врагу. Это в крови нашего народа, и на этом должно, конечно, строиться воспитание детей.

И наконец, излюбленная тема всяческих воспитателей - компьютерные игры. Это излюбленная тема взрослых. На этой теме любят спекулировать те, кто не смотрит дальше своего носа. Скажу так: да, влияет, но только не в отрицательном смысле. Пусть лучше подросток выплеснет свои негативные эмоции на экран монитора, чем будет цепляться к кому-то в реальной жизни. Игры – это игры. Наши родители и деды играли в войнушку, даже языков брали понарошку и связывали условного «врага», но никому в голову не приходило обвинять игры. И кино военные показывали, там убивали, громили, стреляли. Нет, не игры, не кино виноваты, а виноваты те, кто позволяет детям сутками сидеть за компом или за экраном телевизора. Вот это действительно плохо. Это просто ведёт к деградации. У ребёнка просто нет других интересов. Над этим нужно работать, а не над запретом игр.

Проблемой несовершеннолетней преступности, подростковой жестокости пора уже начать заниматься серьёзно и без всякой кампанейщины. Иначе дальше будет только хуже.


Comments

( 3 комментария — Оставить комментарий )
tamarafavor
4 июн, 2014 10:07 (UTC)
подростки
Да, Михаил, все так. Этот "свежий воздух" просто так не поселится в сердца, занятые "своим", формальным)
Мне кажется, по-прежнему актуален Николай Пирогов из XIX века, писавший, что целью выпуска школы должен быть человек. Если воспитываем и учим "мимо цели", то и результат соответствующий. Всем психологам, педагогам и родителям сначала договориться бы - кого мы хотели бы увидеть к 18 годам его жизни? А это проблема антропологии. К сожалению, у нас у всех разное представление о человеке как личности. Одних только психологических школ в мире - 50. И у каждой своя концепция личности. В том числе понятие личности психологической школы московской отличается от понятия личности школы СПб-ской)
Скажу просто. Пока у нас у всех, так называемых специалистов, в головах будет "каша", или, как сказал проф. Преображенский, "разруха", и мы ни до чего не договоримся, - все так и будет ... Что скажете?
misha_samarsky
4 июн, 2014 10:22 (UTC)
А что тут говорить? С вами трудно не согласиться! Спасибо за высказанное мнение.
tamarafavor
4 июн, 2014 10:34 (UTC)
Единомыслие однако!)

Edited at 2014-06-04 10:35 (UTC)
( 3 комментария — Оставить комментарий )

Profile

misha_samarsky
Михаил Самарский
Мой сайт!

Latest Month

Июнь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek