?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О статье в журнале "Огонёк"

Всегда готов!


Дмитрий Губин — о юном герое нашего времени

Журнал "Огонёк", №35 (5244), 03.09.2012
Ссылка: http://www.kommersant.ru/doc/2009495



Молодые — студенты, тинейджеры, подростки — мне любопытнее взрослых. Их букет банальностей на первом свидании с жизнью еще довольно свеж. Вот почему я слежу за Мишей Самарским

Как, вы не знаете Мишу Самарского?!

Ну, тогда вы точно не министр Мединский, не телеведущий Шевченко, не актер Галустян, не человек на должности "первого заместителя председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации", не экс-президент Медведев и не брат Дворкович. Потому что все перечисленные (а это малый список) Мишу Самарского прекрасно знают, а некоторые состоят в переписке. Вон, петербургский губернатор Полтавченко недавно принимал Мишу в составе группы блогеров и подарил ему планшетник.

Дело в том, что Мише

едва-едва исполнилось 16. Нежный милый мальчик с веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках (да простит мне Лев Толстой скрытую цитату!). При этом Миша уже отец: отец — основатель программы "Живые сердца", помогающей слепым. Он также написал четыре книги (одну — про незрячего мальчика). В Самаре по его книге поставлен спектакль. В Москве снимается фильм. Он активен в "Твиттере" и ЖЖ. Мишину книгу "Формула добра" журналистка Ксения Ларина на "Эхе Москвы" предложила "выкинуть в окошко", когда она была предложена в качестве приза слушателям. Потому что Миша для Ксении Лариной — маленький негодяй. Хотя еще годом ранее был юным талантом, prodigy.

Ксения Ларина терпеть не может Мишу Самарского, а министр Мединский (не говоря уж про федерала-федеральной-федерации) обожает по одним и тем же причинам. Он искренен. Он как минимум литературно одарен. Он неплохо образован и уж точно хорошо воспитан. Он очень любит маму, но главное — обожает президента России. Он вообще тот идеальный мальчик, благодаря которому тучный век России должен длиться вечно: истовый православный, ненавистник "пусек" и либералов, настоящий патриот, примерный сын, охранитель устоев. Современный Петя Ростов, раздающий все тот же сладкий изюм, готовый жизнь положить на алтарь Отечества, кричащий "Ура!" при виде царя со слезами радости и гордости на детских щеках (помните, как Петя дрался за бисквит, брошенный с балкона самодержцем?!). Который от своей страны и своих товарищей в полном восторге и без умолку рассказывает, каковы мы, русские, и как особенно у нас — все герои... Да, Петя Ростов был ровно в возрасте Миши.

Я за Самарским слежу не только затем, что коллеги с "Эха" дурно с ним обошлись и не извинились (а уж книги выбрасывать точно не резон, хотя бы потому что талант имеет свойство действовать непосредственно, вне личности автора, почти как божья благодать, 16-летний Артюр Рембо был вполне себе молодой негодяй, что доказал всей своей жизнью, так что, теперь "Пьяный корабль" не читать?!). Миша, пожалуйста, примите мои извинения: взрослые совершают некрасивые поступки ничуть не реже детей!

А слежу по двум иным причинам.

Сегодня у существующего в стране режима (а режим, как точно заметил Пелевин,— "это все те, кому хорошо живется при режиме") нет, кажется, ни одного защитника, который объединял бы все те качества, что переплелись в Мише. Есть любящие Путина самозабвенно, но бездари. Есть таланты, но циники. Есть искренние и даже неглупые, но не умеющие мысль выражать. То есть куда ни кинь — то Света из Иваново, то Игорь с "Уралвагонзавода". И мне, конечно, по этой причине Миша интересен: как будут (если будут) его взгляды со временем меняться? Потому что у Пети Ростова они так и не изменились: правда, вследствие внешней силы.

А вторая и куда более существенная причина такова: Миша говорит и пишет ровно то, что хотели бы сказать и написать обожающие власть взрослые россияне (а их, если верить социологам, чуть не половина страны). Потому что, по моей теории, скучные, банальные, глупые взрослые — это просто остановившиеся в развитии подростки, чье тело выросло, а мозг не развился. (А те, чей развился, уже догадались, что под "Владимиром Путиным" я имею в виду не столько конкретного человека, который, на мой взгляд, отнюдь не худшая фигура для трона, а сам феномен русского самодержавия, сформировавшийся в период между Иваном III и Иваном IV, и в модернизированном виде, то есть в европейском платье, доживший до наших дней.)

А значит, если глянуть на то, что пишет Миша, будет понятно и то, что творится в головах почитателей власти, весь этот набор тезисов, вся мифология, вся вера в лучшего царя как вера в лучшее, все стремление укрыться под крылом империи...

Я очень хорошо понимаю ярость Лариной, когда она читает у Миши в ЖЖ про его "тысячелетнюю православную веру" и про его грозные вопрошания: "Где закон о богохульстве? Кто защитит мои святыни? Светское государство — не значит государство на 100 процентов атеистическое. И грош цена тому государству, которое не способно защитить верующих граждан и их святыни!" Потому что вере 16-летнего мальчика не 1000 лет и она еще всякое может пережить (я сам пришел к атеизму через богоискательство). Потому что формы выражения веры бывают разными, а защищает Российское государство почему-то избранных. А вот некоторые протестантские церкви, что стягивают "библейским поясом" набожные США, проходят по разряду сект.

Но ведь точно те же аргументы приводят и взрослые — наша вера правая, потому что древняя! И этим взрослым бессмысленно говорить про историю РПЦ, про традиционное православное недоверие к "учености". Про борьбу иосифлян с нестяжателями (ясно, что нестяжатели продули). Про так и не пережитую православной церковью реформацию (русские раскольники — это противоположность реформаторам, их протест был протестом темноты против полумрака). Про беззаветность этой веры: большинство православных, утверждают социологи, Нового Завета не читали — им церковь важнее Христа. Большинство взрослых православных, как и Миша, прикрывают 1000-летней историей православия свою собственную коротенькую историю. У них еще в 1980-х были если не на плечах погоны, то в головах безбожие. Их прыжок в религиозность не повлек покаяния. (Понимаю, что ухожу в сторону от Миши, но был у нас на военных сборах в МГУ парень по фамилии Дурасов: не курил, не матерился и был абсолютной надегой. Дурасов был старообрядцем, нательный крестик не снимал. Что и засекли офицеры во время кроссов по "форме номер два — торс голый". В итоге Дурасова за его веру исключили из МГУ. Где теперь бывший комроты доносчик на Дурасова полковник Модин? Со свечкой стоит? Патриарха от Pussy Riot спасает? А Дурасова не додумался разыскать?)

И я понимаю Ларину, когда в другой записи она читает у Миши, что судья Сырова по делу Pussy в Мишиных глазах — героиня, "учитывая такое невероятное давление всякой нечисти на суд. Она не повелась на всякие угрозы, оскорбления и вынесла в общем-то не очень суровый приговор". Понимаю, потому что родился в месяц и год, когда в Ленинграде шел суд над тунеядцем Бродским, и героиня-судья Савельева, несмотря на давление разложившейся интеллигенции и зарубежных злопыхателей (а за Бродского и Сартр просил, по-иезуитски подлизываясь к тогдашнему формальному главе СССР Микояну), впаяла поэту 5 лет ссылки. И я никогда не скажу, что два года отсидки — это "не очень сурово", потому что на тех же военных сборах видел, что делает с людьми одна неделя "губы" (наша, ковровская, слыла концлагерем).

Или вот еще: Миша возмущается засильем "американских приторно-вылизанных фильмов и мультяшек". "Дайте,— призывает он,— на экран чего-то своего, родного, отечественного. Дайте того, что называется "здесь русский дух, здесь Русью пахнет". Хочу не глаза таращить на красивую картинку, а сопереживать!"

Ну, так и взрослые у нас точно так же возмущены "засильем Голливуда" и точно так же требуют "оградить детей" от какого-нибудь "Южного парка" (на мой взгляд — блестящего, образцово неполиткорректного, с мощным психотерапевтическим эффектом мульта). Хотя никто не мешает им скачивать фильмы Вуди Аллена или фон Триера, которые тоже Голливуд. Но нет, не качают: смотрят развлекаловку, потому что она два в одном — позволяет убивать время и дает затем повод в убийстве же и обвинять.

И я понимаю условную Ларину, когда Миша на полном серьезе призывает "руководство России" оградить его от "агрессивных антихристианских СМИ". Но я также понимаю, что Мишин призыв — это аргументация взрослого. ("Я лично за полную свободу слова,— пишет Миша.— Я против цензуры. Но то, что творится на радио "Эхо Москвы",— за гранью. Это маразм и издевательство над жителями крупнейшей державы. Да-да-да, мне могут сказать: дескать, да не слушай ты этих мракобесов, не читай их блоги, не смотри их видео. Но тогда пусть государство оградит меня от всей этой мерзости. И оградит так, чтобы их вонь до меня не доходила". Понятно, что Мише не преподавали в школе формальную логику, но так ведь и взрослый россиянин нередко по причине цветения бузины требует от руководства России оградить его от дядьки в Киеве!)

Логика Миши Самарского (то есть взрослого русского государственника) состоит в том, что "свои" по определению правы и у них на Россию есть права. А "чужие" неправы, а потому у них прав нет ни на что никаких. "Чириковы, навальные, удальцовы, яшины, пуси-муси, латынины, ганапольские, ларины, вся нечисть, лжецы и лицемеры! Руки прочь от моей Родины!" — пишет в "Твиттере" Миша. Как будто Россия не родина Чириковой и Навального. Она даже Чикатило родина, не говоря уж про наших рядовых лжецов и лицемеров.

Но самый главный Мишин текст в ЖЖ, который прошумел,— это "Почему я доверяю Путину и не верю белоленточным провокаторам". Аргументы его, если кратко, таковы.

Во-первых, все плохое, что говорится про Путина, говорится его врагами. Можно подумать, "по дворцам путинским они бродили" и "счета с миллиардами видели". Злобствуют, хотя на самом деле Путин озолотить никого не обещал, в отличие, например, от обещавшего коммунизм Хрущева.

Во-вторых, Путин никакой не тиран: сравните хоть со Сталиным, когда недовольных попросту стреляли. "Чем больше я изучаю советский период нашей истории, тем больше убеждаюсь, что в настоящее время Россия сделала громадный шаг в сторону свободы, демократии, чести и достоинства",— пишет Миша, и это правда. Хотя если бы он изучил период правления Ивана IV, то убедился бы, что по сравнению с ним был прогресс.

В-третьих, в российской коррупции Путин не виноват: "Да вы хоть Мао поставьте президентом. Коррупция за 5-10 лет не искореняется. И в XIX веке воровали, и при коммунистах крали и взятки брали, и еще долго будут красть и брать". (И Миша прав: коррупция — свойство самой системы, она существует всегда и везде, где есть автократия. Однако в тоталитарной автократии ее минимум — в СССР взятки были редки не потому, что Брежнев был хорош.)

В-четвертых, Путин много работает. ("Я лично работой президента доволен. Почему? Да потому что я регулярно слежу на его сайте http://www.kremlin.ru/ за его графиком, за его движениями, за его делами, встречами".)

Вот весь этот текст и есть список того, что сегодняшний поддерживающий "власть" россиянин не просто ожидает от "власти", но и считает функциями власти. Много работать; быть лучше, чем при Сталине; и давать отпор клеветникам. Это такая система координат; это такая в ней точка отсчета.

Довольно детская, потому что во взрослой системе государственной власти ставятся в заслугу только те успехи (или ставятся в вину только те провалы), которые достигнуты в монополизированных государством областях. Этих областей не так много: международные отношения, правопорядок, отчасти образование и здравоохранение, строительство автодорог.

По этим поводам ни Миша, ни его сотоварищи вопросов пока не задают.



Я вот о чем.

Очень хорошо, что есть такой мальчик — Миша Самарский, умеющий свободно и публично излагать свои мысли в виде текста, потому что если их не излагать, непонятен мыслительный процесс.

Мишу, безусловно, следует зафоловить и зафрендить. Коли вы разделяете действия власти — это придаст вам если не жизненные силы, то утешение и опору: вот какая смена растет! Если же вы из белоленточников, будет полезно увидеть систему ценностей стана противоположного.

Только, чур, не писать Мише гадостей (хотя меня после очередного Мишиного твита типа: "Господа оппозиционеры, и не надейтесь! Мы, родившиеся в свободной России, никогда уже не позволим вам ставить над Родиной эксперименты!", прямо скажу, подмывает дать Мише щелбана за это "мы").

Он ребенок, в конце концов. Слышит носимое ветром во взрослом мире, чутко усваивает и излагает. Первые главные жизненные опыты — и сексуальные, и социальные, когда рядом не будет благосклонных министров и губернаторов,— еще впереди. Он, повторяю, пока совершенный Петя Ростов.

У меня самого в Мише-Петином возрасте над кроватью висели портреты Сталина, Ленина и Петра I. И сказать мне в ту пору про них то, что я думаю сейчас,— это все равно что сказать Пете Ростову, рыдающему от счастья при виде императора, что это, Петя, перед тобой властитель хитрый и лукавый...

Над детьми — да хоть над Светой Курицыной, да хоть над Игорем Холманских, который для меня неповзрослевший дворовый пацан,— вообще нельзя издеваться, ни к чему хорошему это не приведет.

Что касается Миши Самарского, то ему бы я предложил написать на тему: "Почему Лев Толстой не дает Пете Ростову шанса дожить до финала романа?"

Как, Миша, думаете — почему?

От меня: пока читаю. Потом напишу.

Comments

( 29 комментариев — Оставить комментарий )
(Удалённый комментарий)
antivrach
3 сент, 2012 18:26 (UTC)
миша любит себя очень - факт
ne_ljubov
3 сент, 2012 19:30 (UTC)
Хорошее качество- любить себя.
Особенно, если есть за что..- а ведь видно - е с т ь!
Любить себя - быть довольным собой, а это не мало!
Доволен собой - неравнодушен к своей судьбе.
Это не мало- постараться не испортить судьбу дурными привычками, дурными компаниями. Не тратить время попусту.
Учиться-впитывать интересующее тебя, заниматься делом интересным. Все на пользу себе-любимому сегодняшнему..и в будущем пригодится.
Почему, нет?

Хороший пример для подражания. Факт.
antivrach
3 сент, 2012 20:54 (UTC)
Во многом с вами согласен, но вглядитесь, сколько изображений Михаила на главном фото в начале текста? Вы считаете это случайность?
Но я наверно слишком строг, когда мою фотку в мои 16 лет напечатали в журнале, я бы тоже кричал об этом на каждом углу, но не вел блогов и копию журнала утратил скоро, так что наверно фактор возраста. Я все кто тому веду, что скромность украшает(а тут еще и промо). А то у некоторых может создаться ощущение что все это ради показухи.
А начинания и правда очень хорошие, пожелаем в них успехов!
misha_samarsky
3 сент, 2012 20:59 (UTC)
Уважаемый! Меня уже давно не волнуют мои фото в журнале. Я не кричу, я просто иллюстрирую свой журнал. Не судите всё и вся по своим желаниям и мечтам.

Говорите о своей скромности. Я со своей разберусь сам и с помощью своих наставников.

Всего доброго...
ne_ljubov
3 сент, 2012 21:30 (UTC)
ого!) Миша, не ершись..)
И вслушивайся..разбирайся потихоньку в людях..
Уважение к людям- это важно.

вот именно так и сказала бы, будь твоим наставником..)
но промолчу.

Извинилась бы за вызывающий коммент..-
уже от себя) хоть и не наставник.



ne_ljubov
3 сент, 2012 21:20 (UTC)
Количество фото не видела, если честно. Сегодня в двух постах побывала и все.
Тоже согласна с вами во многом.
Думаю, окончательно у него крышу не снесет..- возраст уже не тот. 16- уже не 15. Да и чувствуется серьезность.
Второстепенное- отсеется.
Скромность- качество из перечня человеческих достоинств, думаю, Мише это понятно.
Просто, нападок здесь тоже достаточно.
*Вот ваш развернутый комментарий абсолютно нормальный. А состоящий из трех слов- захотелось сразу возразить.)
Может, и у него самозащита такая своеобразная, ну, держит марку что ли..- не унывает, в общем)
Я и говорю - молодец!
И удачи, конечно, Мише!

*про некоторых- а на всех не угодишь..)
dimakokc
3 сент, 2012 18:16 (UTC)
Нежный милый мальчик с веселыми черными глазами,

Он гей?
denzor_ru
3 сент, 2012 18:22 (UTC)
"Нежный милый мальчик" я бы побоялся такое писать про тебя: могут посадить.
f_l_o_e
3 сент, 2012 18:42 (UTC)
Не нормально, пацану уже 16 можно и вдуть.
zebrikus
12 сент, 2012 12:19 (UTC)
это цитата из толстого
denzor_ru
12 сент, 2012 19:06 (UTC)
Теперь я боюсь Толстого!
ya_deputat
3 сент, 2012 18:25 (UTC)
монитор сколько дюймов?
bb_mos
3 сент, 2012 18:30 (UTC)
три комма и пост в топе жж...
мдя...
ne_ljubov
3 сент, 2012 19:31 (UTC)
не в этом дело..
GloomySniper
3 сент, 2012 18:30 (UTC)
Кто-нибудь эту хрень про нашисткого полупокера прочитал?
dimakokc
3 сент, 2012 18:31 (UTC)
Между строк)
dimakokc
3 сент, 2012 18:31 (UTC)
Я в детстве собирал роботов и сотки)) а над кроватью весел ночник!!
Не сотвори себе кумира!
f_l_o_e
3 сент, 2012 18:41 (UTC)
А какой ЖЖ у этого Мыши Сомарзкого?
ne_ljubov
3 сент, 2012 19:34 (UTC)
Отличная статья Дмитрия Губина.
Про хорошего умного парня.

Взрослые, не позорьтесь перед подростком..- завидовать младшему по-возрасту - смешно это..
Все в ваших руках. Догоняйте Мишу..))
duradulova
4 сент, 2012 02:19 (UTC)
догоняться стало сложнее
livejournal
3 сент, 2012 19:44 (UTC)
Прекрасная статья Дмитрия Губина о Мише Самарском.
Пользователь ne_ljubov сослался на вашу запись в «Прекрасная статья Дмитрия Губина о Мише Самарском.» в контексте: [...] t;... Нет, друзья, не всегда готов! И от живого "императора" в обморок не падаю. ))) [...]
moguletaty
3 сент, 2012 19:48 (UTC)
А не послать ли молча Губина на хрен? Есть интеллектуалы и есть интеллектуальщики. Так вот, интеллектуальщицкий бред и околесицу Губина даже сибарит Дибров не выдержал, еле сплавил его с программы №Временно доступен".
duradulova
4 сент, 2012 02:18 (UTC)
Его Предсовфеда сплавила.
getmansky
4 сент, 2012 02:31 (UTC)
Текст отличный. Давно такого не читал...
honor1
4 сент, 2012 03:07 (UTC)
Света из Иванова, городской вариант
Жаль, не понял персонаж (ибо не умён), иначе бы статью в гневе выкинул, а про автора написал бы те же мерзости, что пишет про всех, кто в скорби отвернулся от него.
Этот упивающийся собой подросток - горький пример того, как лживое время корёжит слабые, но амбициозные души. Такие про толстовского Петю никогда не поймут.
grispark
4 сент, 2012 04:18 (UTC)
Re: Света из Иванова, городской вариант
Я не увидела такого в статье. Наоборот Губин пишет, что у нас две крайности: либо Света, либо Холманских. А вот Миша - удачный пример сочетания как и сторонника власти, так м обладателя таланта и интеллекта.
grispark
4 сент, 2012 04:16 (UTC)
Поздравляю! Все-таки не про каждого напишут статью в 16лет. Да еще и в Огоньке. Но, Михаил, я бы прислушалась к словам Дмитрия. Ведь скоро вам будет не 16, а 20 и тогда многие вещи из ваших уст будут восприниматься уже несколько иначе. Удачи.
polare_di_ross
4 сент, 2012 20:10 (UTC)
>Миша говорит и пишет ровно то, что хотели бы сказать и написать обожающие власть взрослые россияне...

с формальной логикой дела плохо обстоят у самого Губина, как и с уровнем обобщений, впрочем.

фон Триер и Вуди Аллен - такое же, если не хуже, дерьмо, как и голливудские "шедевры" - это такой своеобразный маркер либеральной гопоты - любовь и уважуха к Триеру и Аллену. повод для гордости и самолюбования.
Казак
9 окт, 2012 23:48 (UTC)
Как, вы не знаете Дмитрия Губина?! Тогда вы точно не американский посол, не руководители секретных служб Англии, не Борис Немцов, не Кирилл Серебренников и, даже, не Ксения Собчак и им подобные. Потому что перечисленные (а список этот далеко не полный) Дмитрия Губина знают, а у некоторых из них он состоит на тайной службе (сказывается период работы на ВВС в Лондоне).
Все входящие в этот список, к сожалению, граждане России, бездарные личности, пытающиеся самоутвердиться в жизни. Им не нравится любое проявление патриотизма. Они готовы растоптать Россию по заданию хозяев и при поддержке из-за "бугра", как Лжедмитрий при помощи поляков, в свое время. Только методы у них извращённее, им (по заданию иностранных спецслужб) надо воспитать подрастающее поколение на примере своей развратной жизни и подлой морали, извращая общепринятые человеческие ценности. Вот почему Лжедмитрию III (Губину) нравится работать с молодыми студентами, тинэйджерами, подростками, он пытается навязать им свой подлый подход к жизни, сея на их свежие мозги зерна своей подлости. И когда это ему не удается, он исходит злобой и желчью. Пример - эта статья в «Огоньке», в которой ему хочется отпустить щелбан пареньку, с ним не согласному. Очень опасное желание, ведь можно в ответ получить хорошую оплеуху.
К сожалению, в последнее время прослеживается тенденция оболванивания молодёжи по всем направлениям, и в образовании и в СМИ, особенно по телеканалам, и в театральной жизни, где под видом привлечения "современного" искусства «гнобят» репертуарные театры, приводят (интересно кто?) к руководству театрами таких людей, как К. Серебренников (заметьте далеко не бессребреников), который в интервью программе "Совершенно секретно" спокойно говорит, что и дальше будет раскачивать эту лодку (Россию), забывая о том, что можно нечаянно из неё выпасть и уйти в небытие, где он и раньше пребывал в неизвестности.
Господа, прикладывающие руки к развращению подрастающего поколения, умерьте свой неуёмный эгоизм и зависть, помните, что производная от этих чувств - подлость, которой у вас и так в избытке. Может быть, в этом случае, ваша никчёмная жизнь получит к вашему концу хоть какой-то смысл.
( 29 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

misha_samarsky
Михаил Самарский
Мой сайт!

Latest Month

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek